- Горячие темы:
- Все для фронта - все про оружие и технику
Ученые выяснили, чем верующие отличаются от атеистов
Те, кто учился в советских школах, прекрасно помнят, что отцы диалектического материализма объясняли существование религии вообще и религиозных ощущений в частности банальным невежеством. Поэтому согласно заветам партии в “великом и могучем” не должно было быть не только секса, но и религиозного мракобесия, а следовательно, и верующих.
Однако времена, когда кремлевские старцы могли одним росчерком пера заставить многомиллионную страну игнорировать законы природы, давно прошли. Сегодня ни в странах бывшего СССР, ни в большинстве других государств мира никто не подвергает сомнению право людей испытывать религиозные чувства. Не подвергает сомнению право на веру и современная наука.
Скорее, наоборот, в последние несколько лет ученые все чаще выступают с заявлениями, которые еще недавно могли быть восприняты в научном обществе только с усмешкой. В преддверии многочисленных декабрьских религиозных праздников эта тема, вновь стала предметом дискуссий во многих околонаучных изданиях, констатирует Адам Хадхази, обозреватель портала LiveScience.
25 декабря католики отмечают Рождество, празднование еврейской Ханукки в этом году начинается 20 декабря. 22 декабря, день зимнего солнцестояния, многое значит для современных язычников.
И на самом деле неважно, какую религию исповедует верующий, важно, что его мозг работает совсем не так, как мозг атеиста, равнодушно проходящего мимо церкви. Молитвы и медитация стимулируют работу участков мозга, ответственных за способность сопереживать.
Иными словами, современная наука признала, что верующие это не просто малообразованная категория населения, придумавшая Бога для того, чтобы объяснить действие загадочных сил природы, как утверждали некоторые ученые прежде. С другой стороны, этот приятный для верующих вывод уравновешивается другим результатом последних исследований, который многие могут счесть оскорбительным. Его суть сводится к тому, что верующие уступают атеистам в интеллектуальном плане.
Бог - это нормально
Религия, без малейшего преувеличения, являет собой весьма распространенный феномен. В некоторых государствах, например в США, Испании, странах Южной Америки, количество людей, называющих себя верующими, достигает 80% населения.
Далеко не все они действительно придают своей религиозности большое значение, отмечает Хадхази. Лишь малая часть населения даже самых религиозных стран всерьез подчиняет свою жизнь догмам. Однако, отмечает Хадхази, если внимательно посмотреть на статистику социальных исследований, то можно увидеть, что доля абсолютных атеистов - открыто говорящих о том, что ни Бога, ни религии в их жизни нет ни в каком виде, - еще меньше.
И все же такие люди есть, и их количество с годами не меняется. Логично предположить, что существует некий комплекс факторов, который определяет склонность человека к религиозности. Что это - генетика, наследственность, воспитание, социокультурные факторы, окружение, влияние родителей? Почему одни люди воспринимают религиозные стандарты как абсолютную истину, в то время как другие считают, что все это не более, чем дурацкие суеверия?
Над ответами на этот вопрос бьются ученые из самых разных областей - психологи, социологи, нейрологи. Даже если их изыскания не помогут понять природу веры, они все же позволяют многое узнать о работе человеческого мозга и сознания, говорит Эндрю Ньюберг, исследователь из Университета Томаса Джефферсона и автор бестселлера Как Бог меняет ваш мозг.
Мы видим религию в том или ином виде в каждом известном нам обществе за последние 100 тыс. лет и, по словам, Дэнни Кейза, американского психолога, этот факт наводит многих ученых на мысль о том, что тенденция к формированию веры в сверхъестественное попросту запрограммирована в человеке. Возможно, это побочный эффект развития способностей к сложным формам мышления, комментирует Кейз, таких как абстрактное мышление, воображение.
Это соображение подтверждается очень простым доводом, считает Кейз, - достаточно посмотреть на количество верующих в современном мире. Их не стало меньше в XX веке, полном удивительных технических открытий.
С ним согласен Барри Космин, социолог из Тринити-колледжа при Кембриджском университете. “Сегодня в мире число верующих или называющих себя таковыми значительно превосходит количество атеистов, - констатирует Космин. - Религия - это норма”.
Законность атеизма
И все-таки миллионы людей по всему миру, хоть и будучи в меньшинстве, упорно отказываются от веры. Например, по данным экспертов из Кембриджа, которые проанализировали множество результатов соцопросов, около 15-16% всех жителей США и Канады утверждают, что не посещают церковь и не следуют религиозным обычаям.
Кейз говорит, что согласно его данным эта цифра даже несколько занижена и на самом деле не менее 20% американцев заявляют об отсутствии связей с какими-либо религиозными организациями. В Европе эта цифра еще выше, констатирует Кейз.
Однако всех этих людей нельзя назвать атеистами, оговаривается ученый. Дело в том, что количество тех, кто говорит не только о непричастности к религии, но и об отрицании существования высших сил в любом обличье, составляет не более 10% населения планеты.
“Все атеисты не ходят в церковь, - говорит Кейз. - Но не все из тех, кто не ходит в церковь, являются настоящими атеистами”.
Как правило, люди, фанатично преданные религиозным идеям, не стремятся открыто признавать это, отмечает Космин. Однако путем анализа данных различных социологических исследований ученый пришел к выводу, что к экстремально верующей части населения относится не менее 20% человечества.
По словам Кейза, это не значит, что речь идет о людях, готовых убивать за свои убеждения. Фанатики - это люди, для которых религия является основополагающим мерилом всей жизни. Как правило, они посещают места поклонений (чаще всего это церкви) не реже одного раза в неделю. Среди тех, кто исповедует разные формы христианства, около 53% верят в достоверность большей части написанного в Библии.
“Эти люди считают, что Библия являет собой набор аутентичных древних текстов, часть из которых несет слова настоящего Бога”, - говорит Кейз.
Религия напрямую влияет на жизненные взгляды этих людей, отмечает Космин, указывая на то, что 43% фанатично верующих считают аборт недопустимым, даже если произошло изнасилование. 79% таких людей отказываются признать право человека на нетрадиционную сексуальную ориентацию.
Вопрос интеллекта
Исторически атеизм был привилегией образованной части общества. Люди, принадлежавшие к этой прослойке, обычно имели достаточно времени, чтобы задаваться вопросами о смысле жизни, в то время как представители беднейших слоев никогда не имели такой возможности, говорит Кейз. Для нищих всегда было достаточно того, что они могли услышать во время воскресной проповеди, тогда как у представителей высшего общества была свобода нарушать общепринятые нормы.
Означает ли это, что атеизм характерен для более образованных или попросту более умных людей? На первый взгляд, это дискриминационное утверждение не может иметь логического подтверждения, говорит Кейз. Однако суровая действительность не знает пощады: недавнее крупное исследование британских ученых, проанализировавших данные тестов IQ у нескольких десятков тысяч подростков, показало, что в среднем люди с высоким уровнем интеллекта чаще заявляют о своем атеизме.
Подтверждает это и работа эволюционного психолога Тодда Шэкелфорда из Атлантического университета Флориды. Ученый проанализировал результаты 40 крупных исследований о связи между интеллектом и религиозностью, которые были проведены за последние 100 лет учеными из разных стран. Почти все они свидетельствуют о том, что более образованные люди меньше склонны к вере, заключает Шэкелфорд.
Решающий фактор
В определенной степени склонность человека к принятию атеистических или религиозных убеждений определяется окружением, говорит Кейз. Когда ребенок растет в семье ортодоксальных верующих, за редким исключением ему не удастся избавиться от ощущения, что Бог существует, констатирует он. Если же родители никогда не ходят в церковь и дают ребенку атеистическое воспитание, то вряд ли ему суждено когда-нибудь пополнить ряды фанатиков, бросающих зажигательные шашки в клиники, где делают аборты.
Однако окружение и экономическая ситуация не являются единственными значимыми факторами, говорит Кейз. Особенности работы мозга могут существенно влиять на шансы индивидуума отколоться от большинства в своем окружении и стать атеистом или, наоборот, фанатичным верующим.
Ньюберг является автором нашумевшего пару лет назад исследования, согласно результатам которого, в мозге тех, кто уделяет много времени медитации и молитвам, происходят изменения, и их можно увидеть при сканировании.
В частности, у часто молящихся увеличивается активность и толщина фронтальной коры головного мозга. Также, по утверждению Ньюберга, у людей, которые молятся по десять минут каждый день на протяжении двух месяцев, происходят изменения в области таламуса - участка мозга, который отвечает за сенсорику и восприятие образов.
Теорию Ньюберга поддерживает Джордан Графман, ученый из Института нейрологии в Бетесде, штат Массачусетс. Графман изучил результаты компьютерной томографии множества пациентов и пришел к выводу, что хотя никакой особой “Божьей” секции в мозгу верующих нет, все же их мозг работает не так, как у атеистов.
“Люди, которые говорят об личных контактах с Богом в той или иной форме, отличаются от атеистов повышенной активностью участков мозга, ответственных за эмпатию, способность к сопереживанию”, — поясняет Графман. И эта активность возрастает по мере того, как вы общаетесь с Богом все чаще и дольше, говорят ученые.
“Чем больше вы начинаете верить во что-то, тем скорее это станет для вас реальностью”, - констатирует Ньюберг. Иными словами, получая изначальный импульс к вере с детства, человек дальше сам модифицирует свой мозг, его восприятие мира меняется, и он становится еще более религиозным.
Принятие тех или иных убеждений меняет работу мозга и верующих и атеистов и, следовательно, их мировоззрение. Мозг приспосабливается к меняющимся обстоятельствам и склонен поддерживать выбранную систему взглядов, отвергая информацию, идущую вразрез с ней.
Проще говоря, поясняет Кейз, приучив себя молиться, вы невольно со временем станете ощущать присутствие Всевышнего в вашей жизни, причем не только в моменты, когда молитесь. Мозг будет сам усматривать десницу Божью в разные моменты жизни, дополняя картину мира.
Игнорируя все религиозные установки и обряды, вы заставляете свой мозг воспринимать реальность более критично, не развиваете части мозга, отвечающие за сенсорику и “сверхъестественные” ощущения, тем самым снижая шансы когда-либо узреть Всевышнего, заключает Кейз.
Наследственность также может играть определенную роль, хотя здесь среди ученых нет единого мнения. Несколько лет назад много говорили о “Божьем гене”, который якобы нашла группа американских ученых, рассказывает Кейз. На самом деле речь шла о гене, который повышал шансы его обладателя к испытанию сверхъестественных ощущений.
В свою очередь был найден и “ген атеизма”, при включении которого мозг человека лучше способен отделять воображаемое от действительного.
“Определенно можно сказать, что генетические факторы могут способствовать склонности к религиозности, духовным поискам, - говорит Ньюберг. - Проще говоря, у некоторых склонность к верованиям просто написана на роду”.
С Богом по жизни
Распределение верующего населения по странам мира
Доля населения, для которого религия является важной частью жизни, %
Бангладеш 100
Нигер 100
Оман 99
Йемен 99
Индонезия 99
Малави 99
Шри-Ланка 99
Сомали 98
Джибути 98
Мавритания 98
Бурунди 98
Таиланд 97
Коморы 97
Египет 97
Марокко 97
Афганистан 97
Сенегал 97
Камбоджа 96
Камерун 96
Малайзия 96
Нигерия 96
Филиппины 96
Мали 96
Лаос 96
Мьянма 96
Руанда 95
Чад 95
Алжир 95
Катар 95
Замбия 95
Гана 95
Демократическая Республика Конго 94
Кения 94
Бахрейн 94
ЦАР 94
Либерия 94
Палестина 93
Непал 93
Тунис 93
Саудовская Аравия 93
Судан 93
Уганда 93
Пакистан 92
Парагвай 92
Кувейт 91
ОАЭ 91
Индия 90
Косово 90
Танзания 89
Сирия 89
Боливия 89
Зимбабве 88
Гватемала 88
Панама 88
Кот-д’Ивуар 88
Доминиканская Республика 87
Ливан 87
Бразилия 87
Мальта 86
ЮАР 85
Таджикистан 85
Гондурас 84
Румыния 84
Никарагуа 84
Ирак 84
Перу 84
Сальвадор 83
Колумбия 83
Эквадор 82
Турция 82
Грузия 81
Туркменистан 80
Коста-Рика 79
Венесуэла 79
Босния и Герцеговина 77
Македония 76
Кипр 75
Польша 75
Армения 73
Мексика 73
Кыргызстан 72
Молдова 72
Италия 72
Греция 71
Черногория 71
Сингапур 70
Хорватия 70
Аргентина 66
США 65
Австрия 55
Ирландия 54
Сербия 54
Израиль 51
Узбекистан 51
Азербайджан 51
Испания 49
Словакия 47
Словения 47
Украина 46
Казахстан 43
Южная Корея 43
Литва 42
Канада 42
Швейцария 41
Уругвай 41
Германия 40
Латвия 39
Албания 39
Венгрия 39
Люксембург 39
Беларусь 34
Россия 34
Болгария 33
Нидерланды 33
Австралия 32
Франция 30
Вьетнам 30
Финляндия 28
Великобритания 27
Гонконг 24
Япония 24
Чехия 21
Дания 19
Швеция 17
Эстония 16
Данные Gallup
География веры
Распространение основных религий в странах мира
Наиболее распространенное вероисповедание в стране:
Ислам:
Суннизм – Афганистан, Албания, Алжир, Бангладеш, Босния и Герцеговина, Буркина-Фасо, Коморы, Кот-д'Иувар, Джибути, Египет, Эритрея, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Биссау, Индонезия, Иордания, Казахстан, Кувейт, Кыргызстан, Ливан, Ливия, Мальдивы, Мали, Мавритания, Марокко, Нигер, Нигерия, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Йемен, Сомали, Судан, Сирия, Таджикистан, Тунис, Турция, Туркменистан, ОАЭ, Узбекистан, Западная Сахара, Чад, Малайзия
Шиизм – Азербайджан, Бахрейн, Иран, Ирак, Ливан
Ибадизм – Оман
Суфизм - Сенегал
Христианство
Католицизм – Австралия, Андорра, Аргентина, Аруба, Австралия, Австрия, Бельгия, Белиз, Бенин, Боливия, Бразилия, Бурунди, Канада, Кабо-Верде, Чили, Колумбия, Демократическая Республика Конго, Конго, Коста-Рика, Хорватия, Куба, Куракао, Чехия, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Экваториальная Гвинея, Франция, Германия, Гибралтар, Гренада, Гуам, Гватемала, Гаити, Гондурас, Венгрия, Ирландия, Италия, Кирибати, Лесото, Литва, Малави, Мальта, Мексика, Мозамбик, Нидерланды, Никарагуа, Палау, Панама, Перу, Филиппины, Польша, Португалия, Пуэрто-Рико, Руанде, Сейшелы, Словакия, Словения, Испания, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Уругвай, Венесуэла, Замбия, Зимбабве
Протестантизм – Австралия, Багамы, Барбадос, Бермуды, Ботсвана, Кайманы, Острова Кука, Дания, Эстония, Фиджи, Финляндия, Французская Полинезия, Германия, Гана, Гайана, Исландия, Ямайка, Джерси, Кения, Латвия, Лесото, Либерия, Мозамбик, Намибия, Науру, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Папуа Новая Гвинея, Румыния, Самоа, Соломоновы Острова, ЮАР, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Уганда, Великобритания, США, Вануату,
Православие – Беларусь, Болгария, Кипр, Эфиопия, Грузия, Греция, Латвия, Македония, Молдова, Черногория, Россия, Сербия, Украина,
Христианство – Армения (Армянская апостольская церковь)
Местные верования – Ангола, Камерун, ЦАР, Мадагаскар, Южный Судан, Свазиленд, Того, Япония
Буддизм:
Ламаизм – Бутан
Тхеравада – Мьянма, Камбоджа, Лаос, Шри-Ланка, Таиланд, Китай
Махаяна – Вьетнам, Япония, Южная Корея
Тибетская традиция - Монголия
Индуизм: Индия, Непал, Суринам,
Иудаизм: Израиль
Данные ЦРУ, информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №49 журнала Корреспондент от 16 декабря 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь