Корреспондент: Беспилотники. Воины будущего

На пороге холодной войны мир пытается защитить себя с помощью военных технологий нового поколения. Главные тренды сезона — беспилотники и киберразведка, - пишет Иван Морозовицкий в №11 журнала Корреспондент от 21 марта 2014 года.
digitaltrends.com

В конце февраля министр обороны США Чак Хейгл заявил, что Америка в ближайший период проведет ревизию своих вооруженных сил, чтобы определить, смогут ли они противостоять новым глобальным угрозам демократии. Аналитики предполагают, что министр имел в виду разгорающийся вокруг Крыма геополитический конфликт. Тем более что, согласно открытой информации, численность армии США сегодня составляет 520 тыс. человек и это самый маленький показатель со времен Второй мировой войны.

К тому же военные технологии в развитых странах в последние годы не получали должного финансирования: у США и ЕС не было достойных врагов. В Пентагоне считают, что война с мировым терроризмом, на которую, только по приблизительным данным, было затрачено $ 2 трлн, обернулась серьезным ударом по военным разработкам. Дело в том, что война велась преимущественно с партизанами, где новые технологии не требовались.

“Когда закончилась холодная война, у США не было прямых противников, а над проблемой мирового терроризма мы тогда только начинали задумываться и тратиться на новые спутники или разведывательные системы”, — говорит Уоррен Шульц, инженер научно-исследовательской лаборатории армии Соединенных Штатов.

“Поэтому в 2011-м министр обороны США Леон Панетта решил урезать военный бюджет на $ 400 млрд в течение десяти лет”, — рассказывает Корреспонденту Клаус Уитмен, бригадный генерал НАТО в отставке.

По мнению Уитмена, такая политика экономии сразу ударила по большинству военных проектов и привела к некоторому упадку в сфере оборонной науки.

Компании-подрядчики армий США или ЕС, такие как Boeing, один из крупнейших производителей авиационной и космической техники, или специализирующаяся на электронике и высоких технологиях американская военно-промышленная компания Northrop Grumman, также сообщили в 2012-м, что собираются сворачивать проекты по разработке перспективного истребителя шестого поколения. Согласно прежним планам, в 2018 году он должен был заменить семейство малозаметных истребителей пятого поколения F35.

Однако сегодня в США опять заговорили о том, что противостояние между отдельными странами все более накаляется, и это только подталкивает инвестиции в военные научные разработки. А аналитики уточняют, что сейчас наиболее перспективными будут два направления — беспилотники и киберразведка.

 

Опасные птицы

В 1995 году американский аналитический центр Heritage Foundation опубликовал доклад, в котором говорилось о том, что разрабатывать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) невыгодно, так как их дистанционное управление крайне ненадежно в боевых условиях, а ударная сила недостаточна для решения всех задач.

Затем аналитическая служба конгресса заявила о необходимости сокращения финансирования соответствующих исследований. К тому же в указанный период военные технологии переживали определенный застой. В результате, по данным Шульца, тогда финансирование любых разработок беспилотных аппаратов упало до исторического минимума — до $ 1,4 млрд в год.

После терактов 2001 года все изменилось. Для того чтобы достать террористов в их бункерах в Афганистане или Пакистане, понадобились небольшие самолеты. Именно в модернизацию их моделей и начали расти инвестиции. Тем более что проекты полноценных самолетов в США и ЕС оказались весьма затратными.

Таким образом, только на разработку общеевропейского истребителя Eurofighter Typhoon пошло $ 19 млрд, что довело стоимость одного самолета до $ 112 млн. Чрезмерно высокая цена этой модели в итоге заставила страны Европы отменить более 45% заказов на нее. Почти так же отреагировал на неадекватную цену и рынок США.

С 2002-го на вооружение в ВВС США стали поступать ударные дроны, способные нести ракеты воздух — земля и даже бомбы.

Теперь же Шульц считает необходимым вести научные разработки беспилотников в двух направлениях. Первое: создание полноценного самолета, для которого не нужен пилот. В 2013 году первый такой беспилотник, Northrop Grumman X-47B, взлетел с палубы авианосца, доказав: сегодня в морской авиации пилоты не требуются. При этом компания-разработчик отмечает, что проект стоил ей всего $ 635 млн.

Впрочем, эксперты сомневаются, что беспилотники смогут полностью заменить полноценные самолеты.

 

“Их вычислительные системы пока не готовы к сложным задачам или импровизации в бою”, — говорит Корреспонденту капитан Джеми Энгдал, куратор программы по разработке беспилотников для ВВС США.

По информации Энгдала, сейчас США намерены инвестировать именно в развитие систем, которые сумеют быстро соотносить показатели GPS и данные об атмосферной турбулентности, чтобы дрон смог маневрировать на малой высоте.

Другое направление разработок — многофункциональность. В настоящее время флот США объявил о создании дрона, который будет запускаться с подводной лодки и передвигаться под водой, а потом взлетать в воздух. Пока неизвестно, как будет функционировать этот летательный аппарат, но в научно-исследовательской лаборатории армии США заявляют, что новый дрон можно будет использовать для охоты на подводные лодки, а также для воздушной разведки.

Инновационные технологии привели к тому, что к 2020 году в США и ЕС планируют значительно сократить количество самолетов с пилотами. А в Америке хотят создать кольцо военных баз для дозаправки беспилотников вокруг Тихого океана, чтобы полностью контролировать его поверхность.

Всевидящее око

Следующим направлением перспективных военных исследований в ближайшее время должно стать формирование воинских подразделений, направленных на войну в киберпространстве.

В этом году германия сообщила, что на базе бундесвера будет сформирована специальная кибердивизия. Ее основными функциями станут защита государственных тайн и обеспечение информационной безопасности органов власти.

 

“Такое внимание к цифровому пространству объясняется двумя факторами: во-первых, это уязвимость инфраструктуры в развитых странах для информационного терроризма, во-вторых, это потребность контроля информационного поля”, — поясняет Корреспонденту Уоррен Робак из исследовательской корпорации RAND.

Что касается компьютерного терроризма, то, по мнению США и ЕС, главная угроза исходит от Китая. По неофициальным данным, последний в нынешнем году готов потратить более $ 10 млрд на подготовку специалистов в этой сфере. По оценкам Пентагона, сейчас в рядах Народно-Освободительной армии КНР уже сформированы несколько дивизий, которые занимаются отслеживанием интернета и тестируют прочность системы цифровой защиты военных объектов США.

Хотя американцы и сами часто применяют киберсилы. Так, в 2010 году в Вашингтоне решили создать и запустить вирус, чтобы вывести из строя обогатительные центрифуги ирана и тем самым застопорить его ядерную программу. Программа была запущенна и привела к сбою в компьютерах фирмы Siemens, обслуживавших атомные объекты, более 1 тыс. обогатительных комплексов были разрушены.

Еще одним аспектом в разработке военных технологий является контроль над информацией и пропагандистская война. Как отмечает Робак, практика, когда военные программисты из США или ЕС работали над информационным потоком в Сети, стала широко применяться в период арабской весны. Тогда, оценивая сообщения в Facebook и Twitter из Египта или Ливии, формировались отчеты для ЦРУ и госдепартамента США.

В 2014-м количество военных разработок в сфере интернета должно вырасти, прогнозируют эксперты. Так, в US Cyber Command, подразделении вооруженных сил США, специализирующемся на кибероперациях, заявили, что переезжают в новую штаб-квартиру площадью 12 тыс. кв. м в городе Форт-гордоне, что в Джорджии.

Причем боссы US Cyber Command собираются увеличить там количество персонала на 40%, до 21 тыс. человек. Среди перспективных разработок в этой сфере эксперты называют обработку сверхбольших массивов данных и способы слежения в Сети.

 

Новый вызов

Вне зависимости от того, какими конкретными разработками будут заниматься исследовательские центры в Вашингтоне, Берлине, Москве или Токио, большинство экспертов сходятся во мнении, что события последних месяцев серьезно повлияют на военные технологии. Политики Европы, России и США заговорили о возможности новой холодной войны.

“А это значит, что обострится и технологическое противостояние в военной сфере”, — поясняет Шульц. Инженер уверен, побеждает всегда страна с наибольшими капиталовложениями в оборонную сферу, а также предполагает, что именно сейчас в развитых странах обсуждают необходимость повышения расходов на оборону и в том числе на разработку новых технологий. По объемам финансирования данной сферы главным соперником США станет Китай, уже инвестировавший $ 4 млрд в строительство новых авианосцев.

По мнению экспертов, сейчас Пекин хочет потеснить американское господство на Тихом океане и стать лидером в регионе.

Кроме того, постоянная нестабильность на Ближнем Востоке привела к тому, что систему наблюдения и шпионажа в развитых странах нужно реформировать. Поэтому аналитики считают, что война в будущем будет двигаться в сторону усиления внимания к сбору информации, механизации военных действий и использованию биотехнологий в бою. Но даже в таком случае обычные солдаты вряд ли вскоре покинут поле боя. 

***

Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 21 марта 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.