Корреспондент: Последние тенденции high-tech-индустрии

Рынок high-tech-индустрии постепенно оживает вместе с экономиками развитых стран.
Корреспондент: Последние тенденции high-tech-индустрии
АР

Под давлением конкурентов с востока американские IT-гиганты вынуждены будут продемонстрировать новый технологический прорыв или потерять мировое лидерство, пишет Павел Сивоконь в Hi-Tech-приложении в №48 журнала Корреспондент от 5 декабря 2014 года.

На этот раз открытие серии предновогодних распродаж в конце ноября, которое американцы называют чёрной пятницей, прошло успешно. По данным Торговой ассоциации США, за несколько дней куплено товаров на $ 4 млрд. Более 70% этих покупок были телефонами, планшетами или другими электронными устройствами.

По словам аналитика Citigroup Питера Орзага, в этом году его семья потратит на технологические новинки более $ 10 тыс.

«И это не предел. Мои коллеги готовы отдать до $ 50 тыс. за новые смартфоны или телевизоры», – говорит он Корреспонденту.

Сейчас жители развитых стран возвращают себе вкус к новым покупкам, и расходы на электронику будут только расти. Примерно такая же ситуация наблюдается и в развивающихся государствах. Особенно за счёт Китая

Сейчас жители развитых стран возвращают себе вкус к новым покупкам, и поэтому расходы на электронику будут только расти. В 2014-м американцы уже потратили на эту продукцию $ 211 млрд. И теперь эксперты рассчитывают, что к Новому году эта сумма достигнет $ 300 млрд.

Примерно такая же ситуация наблюдается и в развивающихся государствах. Особенно за счёт Китая, где Коммунистическая партия приняла решение развивать внутренний рынок. Почти сразу это повлияло на рост потребления техники в стране.

Гиганты электроники, пока малоизвестные за пределами КНР, в 2014 году получали баснословные прибыли. По данным IDC, китайская компания Xiaomi в 2015-м рассчитывает продать более 300 млн смартфонов и стать третьим в мире их производителем, пропустив вперёд только Samsung и Apple.

Китайская компания Xiaomi в 2015-м рассчитывает продать более 300 млн смартфонов и стать третьим в мире их производителем, пропустив вперёд только Samsung и Apple

Несколько других компаний из Поднебесной также заявили о скором выходе на мировые рынки с целью покорить их. И тут у восточных «агрессоров» есть несколько важных преимуществ перед заокеанскими конкурентами.

Во-первых, они имеют прямой доступ на азиатские рынки и уже успели там утвердиться. Во-вторых, они могут позволить себе не «заморачиваться» над получением патентов или брендированием продукции, что значительно повышает её стоимость.

В отличие от китайцев, в этом году Samsung и Apple постоянно увязали в судах, где рассматривались вопросы, чей планшет был выпущен раньше и кто первым придумал интерактивный экран. В итоге обе компании получили на 20-30% меньшую прибыль, чем предполагали.

К декабрю Samsung уже был готов сократить более 15% своего персонала, чтобы только сократить издержки, акции Apple потеряли за год 10%. Эксперты также уверены, что гиганты теперь кинутся навёрстывать упущенное. И главной их «фишкой» станет слияние гаджета и программной оболочки, когда определённый прибор будет сразу синхронизирован с облачным сервисом хранения информации и специализированными сайтами.

Сегмент видеогаджетов в этом году переживал начало революционного перехода на формат Ultra HD. Производители надеются, что новый формат поможет поднять продажи

Наконец, сегмент видеогаджетов в этом году переживал начало революционного перехода на формат Ultra HD. Производители надеются, что новый формат поможет поднять продажи, так как в 2014-м они должны получить не более $ 18,4 млрд, что на 5% меньше чем в 2013-м.

По мнению Роберта Эткинсона из Фонда инновационных технологий США, в следующем году введение нового формата продолжится. И во многом от его успешности зависит выживание и процветание рынка.

Конец двоевластия

В 2013 году казалось, что Samsung и Apple поделили рынок смартфонов и планшетов и никого туда не пустят. Ситуация выглядела так.

Корпорация Apple была законодательницей моды в мире high-tech. После выхода очередного iPhoneеё прибыли росли в среднем на 10% в квартал. Тогда иметь гаджеты американской компании было очень престижно.

Но вскоре на рынок ворвался гигант из Южной Кореи, предлагавший похожие телефоны, только дешевле. После выхода первого телефона из серии Galaxy в июне 2009 года эксперты стали говорить, что у американского производителя появился достойный конкурент. Тем более что после смерти Стива Джобса в 2011-м Apple не презентовал ничего революционного и начал больше внимания уделять доработке уже существующих технологий.

Кроме того, производители начали битву в суде за свои патенты. Фирма Джобса обвинила конкурента из-за океана в том, что он безнаказанно копирует её дизайн и не перечисляет лицензионные платежи.

Предметом тяжбы стали шесть базовых патентов, в незаконном использовании которых Apple обвинил конкурента

По словам Джефа Матссуры из юридического исследовательского центра Lemelson Center, предметом тяжбы стали шесть базовых патентов, в незаконном использовании которых Apple обвинил конкурента. Несколько процессов в американских судах закончились тем, что Samsung обязали выплатить компенсацию в размере $ 1 млрд.

Весь прошлый год эксперты говорили о запрете наиболее популярных видов телефонов, а также планшета Samsung Galaxy Tab 10.1. В итоге тяжба длится до сих пор, и прямые убытки компании, по оценкам Stanford Intellectual Property Institute, могут за год составить до $ 3 млрд.

Это почти четверть прибыли корпорации в 2011 году. И она будет недополучена из-за того, что корейские планшеты и смартфоны оказались похожими на устройства Apple, защищённые дизайнерскими патентами.

Впрочем, потери Samsung не выглядят столь трагично, если учесть, что южнокорейский концерн в марте 2014-го выиграл похожий суд в Токио и может спокойно захватывать рынки Азии. По мнению Матссуры, изделия Samsung за счёт более низкой цены имеют все шансы принести своему производителю прирост прибыли в размере $ 2-3 млрд только на рынке Китая.

Тем не менее судебный процесс стал первым, где на столь высоком уровне рассматривались патенты о наличии белых страниц в меню мобильного телефона или прямоугольная форма планшета. Это, по мнению Бернарда Чао, профессора Университета Дьюка, приведёт к росту числа не только патентов, но и судебных исков.

Эксперт: Я ожидаю новых судебных войн в сфере телекоммуникаций, компьютеров, автомобилестроении или даже в моде. Теперь любой патент на дизайн можно использовать как средство получения денег

«Я ожидаю новых судебных войн в сфере телекоммуникаций, компьютеров, автомобилестроении или даже в моде. Теперь любой патент на дизайн можно использовать как средство получения денег», — поясняет эксперт Корреспонденту.

Кроме того, эти процессы ослабили обе компании, и теперь, когда конкуренты окрепли, непонятно, смогут ли гиганты дать им отпор.

Угроза с двух фронтов

Главным претендентом на передел рынка гаджетов стала компания Microsoft. Её глава Сатья Наделла осенью заявил, что новая линейка смартфонов Lumiaна рынках развитых стран занимает не менее 10%, и в будущем охват нужно будет увеличивать.

Козырем своих устройств Microsoft называет не дизайн или быстродействие, а именно возможность синхронизировать смартфон и облачные сервисы хранения информации. В будущем компания рассчитывает получить не менее трети этого рынка за счёт создания планшетов и телефонов, которые будут больше подходить для работы в интернете, чем просто для звонков или мультимедиа.

Похожую концепцию выдвигает и Google, решивший не заботиться о разработке технологий для своих гаджетов, а просто заключивший соглашение с LGна использование всех разработок корейской фирмы. Эксперты считают, что американцы  попросту купили значительную часть LG.

Стратегия Google – получить место на рынке в основном за счёт своих возможностей в интернете и только потом развивать само железо в телефоне

Так как сделка состоялась в октябре, пока её размер неизвестен, но аналитики утверждают, что Google заплатил примерно $ 50 млрд. Стратегия Google – получить место на рынке в основном за счёт своих возможностей в интернете и только потом развивать само железо в телефоне.

С другой стороны, главных игроков рынка гаджетов также активно поджимают компании из Азии.

«Они не смотрят на патенты и не особо думают о брендировании, а потому  постоянно снижают цены на свои товары», – говорит Эткинсон.

По его мнению, такие корпорации, как Xiaomi или Huawei, готовы стать лидерами рынка. Тем более что последняя уже вышла на третье место по продажам смартфонов.

Прибыли этих компаний считать намного тяжелее, так как их отчётность недостаточно прозрачная. Но, судя по корпоративным отчётам, Huawei в прошлом году получил прибыли $ 70 млрд, а в этом собирается нарастить её минимум на 10%.

Украина также не осталась в стороне от этих процессов. Несмотря на падение покупок гаджетов в этом году на 14%, по данным GfK Ukraine, немного вырос спрос на более дешёвые смартфоны китайского производства. В целом они не уступают по своим характеристикам известным брендам, но стоят на 15-20% дешевле.

Конечно, пока в мире Samsung и Apple сохраняют свои позиции. Но, по мнению экспертов, без новых прорывных технологий через несколько лет гиганты вполне могут их потерять.

Новое поле

В 2014 году значительная часть компаний решили вернуться к забытым истокам и начали наращивать выпуск обычных телефонов. За три квартала подобных аппаратов было продано на 120 млн больше, чем смартфонов. И такая тенденция будет только укрепляться.

Главным потребителем телефонов стали страны Африки и Азии, которые только сейчас входят в эру мобильной связи

Главным потребителем телефонов стали страны Африки и Азии, которые только сейчас входят в эру мобильной связи.

«У нас там более 2 млрд человек, которые не имеют телефона, а о смартфонах и не мечтали. Им пока нужны не камеры или быстрые процессоры, а только связь», – говорит Джанжаи Фрейзер из Центра Международной политики и инноваций.

Поэтому компания, которая сейчас закрепится на этом рынке и станет там лидером, сможет в будущем продавать тем же клиентам и смартфоны. Ведь благосостояние жителей указанных регионов постепенно растёт. И когда придёт время мобильного интернета, то и количество купленных смартфонов значительно вырастет.

Кроме того, к новому буму готовится и индустрия по производству телевизоров. Там ждут, когда формат изображения Ultra HD станет общепринятым и вернёт популярность больших панелей.

Пока рынок медленно и уверенно снижается. Эксперты говорят, что во многом причиной этого был провал введения формата 3Dв домашних условиях. Тогда люди не заинтересовались им в основном из-за очков, которые приходилось надевать.

Теперь же с Ultra HD очки не потребуются, а чёткость и выразительность картинки вырастет на несколько порядков. Опять же та компания, которая закрепится в этой технологии, и сможет рассчитывать на наибольшие прибыли.

В целом рынок high-tech-индустрии постепенно оживает вместе с экономиками развитых стран. Так что в следующем году компании будут иметь уникальный шанс продемонстрировать новые революционные технологии, которые вернут им былую славу и принесут миллиардные доходы.

***

Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 5 декабря 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях