Язык троянцев: Расшифрована древняя надпись

Надпись на лувийском языке удалось расшифровать
eurotripblog.ru

Ученые смогли расшифровать надпись на обнаруженной в Турции в XIX веке каменной плите, возраст которой составляет более трех тысяч лет. В послании идет речь о первой Троянской войне и загадочном "народе моря", который разрушал города на Ближнем Востоке.

Читай также: В легендарной Трое нашли смертельно опасную древнюю инфекцию

Текст написан на малоизученном лувийском языке. Этот древний индоевропейский язык, принадлежащий к анатолийской ветви, был распространен в XV–X веках до н. э. в южной части Хеттского царства. Существует мнение, что именно на лувийском языке говорили жители древней Трои. В расшифровке текста участвовали археологи Эберхард Цанггер и Фред Ваудхейзен. 

Надпись рассказывает о том, как царь Купантакурунтас правил королевством под названием Мира, которое находилось в западной части современной Турции. Согласно надписи, Мира взяла под контроль Трою. Позднее троянский принц Муккус возглавил морскую экспедицию, в ходе которой был завоеван Ашкелон (древний город, располагавшийся на территории современного Израиля). Ученые говорят, что если надпись подлинная, она проливает свет на малоизвестный период истории, когда конфедерация людей, которую современные ученые иногда называют "народом моря", разрушала города и цивилизации на Ближнем Востоке. Царство Мира, которое участвовало в этой кампании, по-видимому, было частью этой конфедерации.

Читай также: Троя на Днепре: ТОП-7 самых ярких фальсификаций украинской истории

История обнаружения надписи не менее увлекательна, чем ее содержание, и вызывает множество споров о подлинности артефакта среди ученых. Каменная плита длиной 29 метров была найдена в 1878 году французским археологом Жоржем Перро возле деревни Бейкей в Турции. Исследователь успел скопировать символы, после чего жители деревни использовали камень в качестве строительного материала для мечети. Записи Перро сохранились у известного британского археолога Джеймса Меллаарта, который не терял надежды когда-нибудь их расшифровать. Позднее его сын обнаружил копию документа и передал ее на изучение Цанггеру и Ваудхейзену.