Актуален ли Зигмунд Фрейд сегодня

За почти 75 лет, прошедших после смерти своего основателя, теория психоанализа ушла далеко вперед, но идеи Фрейда по-прежнему оказывают сильное влияние на искусство – да и вообще на нашу жизнь.
Актуален ли Зигмунд Фрейд сегодня
Getty Images

Оговорка по Фрейду. Эдипов комплекс. Эго. Оно. Супер-Эго. Труды Зигмунда Фрейда изменили наше представление о поведении человека. Основатель психоанализа первым попытался обнаружить скрытые пружины действий самого ненадежного из свидетелей – человеческого сознания, и тем самым протоптал тропинку для создателей сложных литературных персонажей с неочевидными мотивами.

"Любое сновидение оказывается осмысленным психическим феноменом, который может быть в соответствующем месте включен в душевную деятельность бодрствования", — пишет Фрейд в одной из ключевых своих работ "Толкование сновидений", изданной в 1899 году. Уже в первые его произведения постоянно вплетались ссылки на классическую литературу. Для того, чтобы проиллюстрировать свое понимание бессознательных мотивов, сложных метафор и смещений в сновидениях, он черпал примеры из Софокла, "Фауста" Гете и Шекспира, особенно из "Гамлета", "Короля Лира" и "Макбета". А для описания иррационального поведения использовал язык поэтов и романистов. Это были первые попытки рассказать о понятиях, воспринимаемых всеми сейчас как нечто само собой разумеющееся.

Чтобы оценить влияние Фрейда на литературу нашего времени, стоит провести параллели между его трудами и работами его литературных современников.

Художественная дань Фрейду

"Углубляясь в ваши прекрасные творения, постоянно обнаруживаю за их поэтической оболочкой предпосылки, вопросы и ответы, знакомые мне, как мои собственные", - писал Фрейд Артуру Шницлеру, чьи сексуально откровенные работы, включая пьесу "Хоровод" 1897 года, были запрещены в Австрии на протяжении 25 лет века.

Шницлер, как и Фрейд, получил в Вене образование невропатолога и был знаком с "Толкованием сновидений". В его произведениях можно встретить сны, фрейдистские символы (озера и горы) и поток сознания вида свободной ассоциации, который Фрейд описывает в "Исследовании истерии" 1895 года.

Фрейд также состоял в переписке с австрийским писателем Стефаном Цвейгом, который в 1931 году в биографическом очерке о психоаналитике отметил: "Двадцать лет назад идеи Фрейда все еще воспринимались как ересь и кощунство. Сегодня они свободно используются и находят свое употребление в повседневной речи".

Десятилетиями психоаналитические теории Фрейда и его акцент на бессознательном служили писателям и драматургам материалом для создания противоречивых персонажей. Его теория эдипова комплекса лежит в основе множества литературных произведений, начиная с романа Лоуренса "Сыновья и любовники" 1913 года, где описывались кровосмесительные отношения между Полом Морелем и его матерью. И по сей день эта теория оказывает влияние на людей искусства по всему миру.

Как результат работы с травмированной психикой солдат Первой мировой войны появилось исследование "По ту сторону принципа удовольствия". В 1925 году из этой работы вырос персонаж романа Вирджинии Вульф "Миссис Дэллоуэй" Септимус Смит.

Поэтесса-модернист Хильда Дулитл, известная под псевдонимом Х. Д., обратилась за помощью к Фрейду в 1933 году, страдая от творческого кризиса, отчасти вызванного страхом новой разрушительной мировой войны. Ее книга 1956 года "Дань Фрейду" - мемуары о лечении с помощью психоанализа.

Критический анализ

Не только писатели, но и литературные критики уже больше столетия вдохновляются идеями Фрейда.

В 1940-х американский критик Лайонел Триллинг отметил поэтичность принципов Фрейда, которые, как он писал, восходят к "классическому трагическому реализму... этот взгляд не упрощает, не сужает мир человека, но наоборот, открывает и усложняет его".

Постмодернизм, структурализм и постструктурализм - в том числе работы французских мыслителей Клода Леви-Стросса, Ролана Барта, Жака Лакана, Мишеля Фуко, Жака Деррида, Жиля Делеза и Юлии Кристева — все они опирались на идеи Фрейда.

Американская писательница и критик Сьюзен Зонтаг в эссе 1964 года "Против интерпретации" выступила против Фрейда и за "эротику искусства". Позже американский теоретик культуры Гарольд Блум в своей работе "Беспокойство влияния" (1973 г.) рассмотрел соперничество поэтов и их предшественников в свете Эдипова комплекса. В феминистском ключе использовали этот подход писатели-феминистки Сандра Гилберт и Сюзан Губар в публикации "Вперед в прошлое. Сложность женского комплекса принадлежности" (1985 г.). А писатель Питер Брукс изучал работы Фрейда о сновидениях в поисках идей для своей книги "Чтение ради сюжета" о построении романов (1992).

В XXI веке влияние Фрейда не исчезло. Правда, теперь у него больше шансов появиться в качестве персонажа, чем в качестве катализатора теоретической мысли.

Среди изданных в последнее время постмодернистских романов можно вспомнить отмеченный премией Европейского союза роман "Сестра Фрейда" Гоце Смилевски, переведенный с македонского Кристиной Крамер (2012 г.). В нем рассказывается печальная история младшей сестры Фрейда Адольфины, погибшей в концлагере Терезиенштадт (четверо из пяти его младших сестер окончили свои дни в нацистских лагерях смерти).

Сюжет вышедшего в 2013 году романа Карен Мак и Дженнифер Кауфман "Любовница Фрейда" вращается вокруг предполагаемого романа Фрейда с Минной, младшей сестрой его жены Марты. Продюсеры известного британского сериала "Аббатство Даунтон" начали производство нового телешоу под названием "Фрейд. Тайный дневник". Действие происходит в Вене конца XIX века, а Фрейд составляет психологические портреты преступников, выступая в роли первого психолога-криминалиста. Кроме того, фильм фокусируется на его "запутанной и скандальной личной жизни", как пишет журнал Variety в номере от 16 апреля.

Детектив в уме

Примеры из практики Фрейда, оформленные как рассказы или повести — бесконечный материал для беллетристов. Эти истории болезни — удобная мишень для вопросов и критики, почва для изучения, подражания, переосмысления и превращения в художественную прозу.

Один из самых известных случаев описан Фрейдом в 1905 году в работе "Дора. Анализ случая истерии". Речь идет о молодой женщине, которая испытывала боли в конечностях и потерю голоса (истерическую афонию). Фрейд предполагал, что эти симптомы — следствие замещения сексуальных ощущений, причина чего кроется в детских воспоминаниях. В 2012 году вышел провокационный роман Лидии Юкнавич "Дора. Псих". В нем Дора — на самом деле ее звали Ида Бауэр — живет в современном Сиэтле и ходит к психоаналитику, которого называет Зигги. "Я впервые прочитала исследование Фрейда о знаменитом случае истерии Иды Бауэр, когда мне было 20 лет, — рассказывает Юкнавич в интервью изданию Rumpus. – История настолько меня разозлила, что я думала о ней 25 лет. Но чтобы дать "моей" Иде высказаться, мне пришлось сначала стать достаточно хорошим писателем".

Случай Доры также стал основой нового романа Шейлы Колер "Мечтая о Фрейде". Отец приводит к Фрейду свою 17-летнюю красавицу-дочь. "Он хочет, чтобы она стала благоразумнее и завела роман с мужем его любовницы и молчала об этом. Она протестует и говорит, что этот человек преследует ее с 13 лет", — говорит Колер. Девушка находит в отцовской библиотеке "Толкование сновидений" и решает выдумывать сны для сеансов с Фрейдом. Именно они потом появляются в его записях истории болезни.

"Каждый случай, описанный Фрейдом, - как детектив Конан Дойля, - говорит Колер, который этой весной читал в Принстоне курс "Великие истории болезни Фрейда как малая проза". - Каждый случай - загадка. Для каждой загадки он находит решение. Прав ли он? А разве это важно?".

Возможно, именно в этих фрейдовских тайнах кроется причина того, что он по-прежнему с нами.

Уже в первых своих публикациях Фрейд высказывал революционные и спорные идеи. Его последователи — среди них были Карл Юнг, Отто Ранк, Альфред Адлер, Карен Хорни, Анна Фрейд, Мелани Кляйн и Эрик Эриксон — отошли от его первоначального подхода. Теория и практика психоанализа изменяется и углубляется по сей день.

Фрейд в 1930 году был награжден премией Гете по литературе за "ясный и безупречный стиль". Возможно, его влияние на будущие поколения писателей столь же велико, как и его научный вклад. Эхо его голоса продолжает звучать во множестве художественных произведений.

Источник: Русская служба Би-би-си



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях